Инженерная сказка

Выполняется в школе или дома. Рекомендуемое время – 60 минут
•    Основная часть – 25-30 минут
•    Практическое задание – 30-35 минут, выполняется в составе команд одноклассников (а школе) или с привлечением членов семей (дома)
Рекомендуемый возраст участников  - 7-11 лет.

Участники узнают, чем занимаются инженеры и какие качества и умения используют в своей работе. Они вспомнят сказку и о трех поросятах, а затем построят свои собственные дома из коробок, оберточной бумаги и некоторых других материалов и испытают их на прочность, только вместо волка, дующего на дома поросят в сказке, будет использован обычный фен для волос.

Материалы для практического задания

У каждой команды должны быть пустые картонные коробки разного размера, контейнеры от яиц, одноразовые стаканы (пластиковые или бумажные), фольга, соломинки для напитков, липкая лента.  Еще понадобятся ножницы, бумага и карандаши или фломастеры. Не должны использоваться жестяные банки и стеклянные бутылки или другие опасные предметы.

Для испытания конструкций на прочность нужен фен для волос. Проводить испытания должен взрослый – учитель, если занятие проводится в классе или член семьи, если практическое задание выполняется дома.

Основная часть

Что делают инженеры?

Где бы мы ни находились, нас повсюду окружают вещи, сделанные инженерами.

Кто такие инженеры? Это люди, которые проектируют и создают мосты, дома, заводы, автомобили, самолеты, космические корабли, обувь, одежду и лекарства.

Проектировать – значит представить, как будет выглядеть и из чего будет сделана вещь, для чего она предназначена и как будет работать, сделать измерения и составить план.

Как они это делают?

Слово «инженер» происходит от латинского корня , означающего «ум», «сообразительность».  Для работы инженера нужны ум, сообразительность и изобретательность.

Так как инженеры хотят знать, как и почему сделаны разные вещи, они любознательны и любят задавать вопросы и находить на них ответы.  

У них отлично развито воображение, и по этому они умеют представить, как выглядят, из чего состоят и как работают разные вещи, у них отлично развито воображение.

У них есть знания и умения, которые помогают им делать измерения и расчеты, составлять планы и эскизы и мастерить, чтобы не только представлять вещи, но и делать их.

А еще они упорные и настойчивые, и поэтому не просто создают разные вещи, но и проверяют, насколько хорошо они работают.

Они понимают: не все сразу получается как надо. Поэтому они испытывают разные материалы и конструкции, чтобы понять, какой вариант им подходит.

Каждый тест помогает им узнать что-то новое, чтобы внести изменения и сделать вещи лучше, удобнее и безопаснее.

Им нравится работать в команде, потому что так каждый может проявить свои сильные стороны и внести вклад в общее дело.


Инженерная сказка

Сегодня мы с вами вспомним сказку. Наверняка, все ее хорошо знают. Это сказка о трех поросятах.  Да-да, о тех самых  поросятах – трех братцах одинакового роста, кругленьких, розовых с одинаковыми веселыми хвостиками и похожими именами Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

А вы знаете, что сказка о трех поросятах - это инженерная сказка? Не верите? Давайте проверим!

Так вот, как вы помните, все лето поросята кувыркались в травке и в лужах и грелись на солнышке, но с наступлением осени и холодов поневоле задумались о строительстве дома. То есть, на самом деле, задумался только один из братьев – Наф-Наф, который предложил построить один дом на всех, где все братья смогут благополучно пережить зиму.

Но Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу не хотелось браться за дело и помогать брату, и они сказали, что сами построят себе дома, когда придет время.  Так что Наф-Нафу пришлось строить дом одному.

Когда совсем похолодало, Ниф-Ниф соорудил себе хижину из соломы, а Нуф-Нуф – сплел себе жилище из веток и прутьев.  А вот Наф-Наф тем временем, без всякой спешки построил себе крепкий, надежный и теплый дом из камней – настоящую крепость, да еще и с дубовой дверью, чтобы не забрался волк, который жил в соседнем лесу.

Вот из-за этого-то соседства поросята и их домики подверглись опасному испытанию.

Однажды, убегая от голодного и злого волка, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф укрылись каждый в своем доме. Волк прибежал к соломенному домику Ниф-Нифа, набрал воздуха побольше, дунул раз, дунул второй, ну а на третий раз вся солома разлетелась. Хорошо еще, Ниф-Нифу удалось сбежать от волка и добраться до домика Нуф-Нуфа.

С домиком Нуф-Нуфа из веток и прутьев история повторилась. Только волку пришлось дунуть не три, а пять раз, чтобы оставить поросят бездомными. И им снова пришлось убегать от волка – на этот раз к братцу Наф-Нафу.

Волк, конечно же, отправился в погоню, и когда оказался у дома Наф-Нафа, решил повторить трюк и разрушить дом, как следует дунув на него. Но сколько воздуха он ни набирал и как сильно ни дул,  дом-крепость из камней устоял, и, в конце концов, чтобы не лопнуть от натуги, волку пришлось снять осаду. А три поросенка весело и дружно зажили в крепком, теплом и надежном доме.

Ну как, «Три поросенка» - это инженерная сказка?  Выполните задания, чтобы окончательно в этом убедиться.


Интерактивное задание

1. Три поросенка – инженеры, потому что они:




2. Верно или неверно ?

Солома – лучший вариант для постройки дома.

Дом, сплетенный из веток и прутьев, крепче дома из соломы.

Дом из камней – лучше дома из соломы или веток и прутьев.

3. Как вы думаете, как можно сделать дом из камней крепче?




4. Как вы думаете, что нужно, чтобы соединить камни?




5. Какое испытание прошли или не прошли домики поросят?

Заполните пробел в предложении:

Пропущенные слова: ВОЗДУХ  / ДУЛ / ДУНУЛ / 3  / ДУНУТЬ / 5  / ИСПЫТАНИЕ

6. Кто из поросят оказался лучшим инженером?

7. Почему Наф-Наф оказался лучшим инженером?

 


 


Практическое задание – 30 минут

Если вы выполняете это задание в классе, вы будете работать в команде из 4-6 одноклассников
Если вы выполняете это задание дома, привлеките к нему членов своей семьи.

В этом задании вы сможете испытать себя в роли инженеров и построить дом, а затем проверить его на прочность. Совсем как в сказке «Три поросенка».
Только для постройки своего дома вы используете не солому, не ветки и прутья и даже не камни и цементный раствор.
У всех будет один и тот же материал - пустые картонные коробки разного размера, контейнеры от яиц, одноразовые стаканы (пластиковые или бумажные), оберточная бумага или фольга, соломинки для напитков, липкая лента. А еще вам понадобятся ножницы, бумага и карандаши или фломастеры.
Испытывать вы будете не материал для постройки дома, а его конструкцию.

Конструкция – это сам дом и то, как расположены и соединены его части.

Хорошая новость! Для испытания нам не понадобится волк! Мы проведем проверку дома на прочность с помощью обычного фена для сушки волос.

Прочность – это способность конструкции выдерживать нагрузку без разрушения.

Итак, за работу!

  1. Сначала выложите все материалы и рассортируйте их на более и менее крупные предметы разной формы.

  2. Продумайте, какие материалы вы используете для самого дома, и что вам понадобится для крыши. Как вы используете клейкую ленту для соединения частей? Не забудьте про дверь и окна!

  3. Теперь, как настоящие инженеры, составьте план или эскиз – нарисуйте на бумаге, как будет выглядеть ваш дом из материалов, которые у вас есть.

  4. Не забудьте, что дому предстоит испытание, поэтому думайте не только о его красоте, но и прочности – устоит ли ваш дом, когда мы направим на него струю воздуха из фена?

  5. Лучше всего придумать и нарисовать несколько домов. Ведь инженеры знают: не все получается с первого раза, так что лучше иметь запасной вариант и воспользоваться им, если что-то пойдет не так.

  6. Теперь вы готовы к постройке вашего крепкого и красивого дома– работайте вместе дружно и весело.

  7. Когда ваш дом будет готов, можно приступать к испытанию.

  8. Попросите учителя (или взрослого члена семьи, если вы выполняете это задание дома) начать испытание.

       Испытание: Включить фен и направить струю воздуха на ваш дом

  •  с расстояния 50 см.  в течение 1 минуты; начните со средней мощности и постепенно увеличивайте силу воздушной струи
  •  с расстояния 30 см.  в течение 1 минуты; начните со средней мощности и постепенно увеличивайте силу воздушной струи
  1. Ваш дом не выдержал испытания? Не расстраивайтесь! Подумайте, что можно изменить в конструкции, чтобы сделать ее прочнее. И не просто подумайте, а сделайте и снова испытайте дом! Так поступают настоящие инженеры – испытывают, вносят изменения и снова испытывают, и снова изменяют и испытывают, пока не добьются желаемого результата!

    Итак, ваш крепкий и красивый дом прошел все испытания! Поздравляем!

  1. Какие изменения в конструкции вы сделали?   _____________________________________________________________

  1. Почему эти изменения сделали дом прочнее?  _____________________________________________________________

  1. Какие качества помогли вам спроектировать и построить дом, прошедший все испытания? Отметьте все, что вам подходит

___ Ум
___ Сообразительность
___ Изобретательность
___  Любознательность
___ Хорошее воображение
___ Умение делать измерения и расчеты
___ Умение составлять планы и эскизы
___ Умение мастерить
___ Упорство
___ Настойчивость
___ Желание узнавать и пробовать новое
___ Умение работать в команде.

Если вы отметили большинство качеств, из вас может получиться отличный инженер!