Программа «JA – Больше чем деньги» № 2 адресована школьникам в возрасте 12-14 лет, направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами, устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает представление о возможностях профессионального выбора, знакомит с основами ведения малого бизнеса. Учащимся предлагаются увлекательные и содержательные игровые ориентированные на практику виды деятельности, основанные на доступных примерах и предполагающие формирование способности оценивать информацию и принимать обоснованные решения в денежной сфере.
Занятие 1: Деньги в банке Учащиеся получают представление о банковских счетах и в игровой форме знакомятся с основами управления финансами, расширяя понимание роли, которую играют деньги в их жизни. |
Цели / результаты Учащиеся смогут:
|
Занятие 2: Работаем и зарабатываем Учащиеся рассматривают различные возможности получения дохода, включая выполнение оплачиваемой работы и создание собственного бизнеса, получают представление об этике в трудовых отношениях, продолжают начатую на предыдущем занятии игру, чтобы уточнить свои представления о роли денег в жизни людей и общества. |
Цели / результаты Учащиеся смогут:
|
Занятие 3: Подводим баланс Учащиеся уточняют свои интересы и способности в связи с возможностями открытия бизнеса в будущем. Работая в группах, учащиеся занимаются исследованием рынка и разыгрывают 3-й раунд игры «Сообщество». |
Цели / результаты Учащиеся смогут:
· получить представление о рыночных исследованиях; · определить от 3-х до 5-ти способов распределения денег между сбережениями и расходами; · рассмотреть возможности добровольных пожертвований. |
Занятие 4: Создаем бизнес Учащиеся изучают свои способности, связывая их с возможностью открытия собственного бизнеса, рассматривают основные этапы открытия и ведения малого бизнеса и на основе приобретенных знаний работают над составлением бизнес-планов. |
Цели / результаты Учащиеся смогут: · определить основные этапы планирования и создания бизнеса;
· разработать базовый бизнес-план предприятия, деятельность которого связана с их интересами и способностями. |
Занятие 5: Распоряжаемся деньгами Учащиеся в командах продолжат работу по созданию воображаемого бизнеса, получат представление о затратах на ведение бизнеса, познакомятся с правилами опытных потребителей, разыграют 1-й раунд игры «Бизнес». |
Цели / результаты Учащиеся смогут: · развить способность к принятию грамотных потребительских решений;
|
Занятие 6: Рекламные трюки На последнем занятии учащиеся научатся распознавать недостоверную рекламу и обсудят важность этических принципов в бизнесе. Продолжая работать в составе команд, создавших «бизнес» на предыдущих занятиях, учащиеся разыграют 2-й раунд игры «Бизнес» и оценят свой опыт участия в программе «Достижения молодых - больше чем деньги». |
Цели / результаты Учащиеся смогут:
· обсудить действия, необходимые для открытия и ведения малого бизнеса. |
Знания и навыки, которые получат участники программы «Достижения молодых – больше чем деньги»:
Понятия: баланс, банковский счет, бизнес, бизнес-план, вклад, деньги, доход, заработок, затраты, кредит, личное потребление, наставник, поступление, потребитель, предполагаемая смета, предприниматель, прибыль, производственное потребление, процент, работник, работодатель, реклама, рыночные исследования, самозанятость, сбережения, списание, трудовая этика, управление деньгами, цена.
Навыки: активное слушанье, анализ, аргументация, ведение учета, выполнение инструкций, вычисления, дедукция, изучение информации, классификация, критическое мышление, мозговой штурм, оценка информации, применение информации, принятие решений, работа в команде, работа с интеллект-картой, решение проблем, рисование, ролевые игры, самооценка, сравнение и противопоставление.
Программы финансовой грамотности «Достижения молодых»
Международное содружество организаций «Достижения молодых» располагает значительным опытом обучения основам финансовой грамотности. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением к образовательному процессу представителей профессиональных сообществ.
Обучение финансовой грамотности начинается на начальных ступенях образовательной системы и нацелено на формирование полезных финансовых привычек в раннем возрасте. Как любая другая, финансовая грамотность вырабатывается в течение продолжительного времени на основе принципа «от простого к сложному» в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Программы финансовой грамотности «Достижения молодых»:
-
носят прикладной характер;
-
оказывают помощь в понимании и использовании финансовой информации;
-
устанавливают прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением;
-
воспитывают ответственность за финансовые решения с учетом безопасности и благополучия в текущий момент и долгосрочном будущем;
-
имеют учебно-методическое обеспечение, рассчитанное на консультантов, учителей и учащихся;
-
содержат материалы, предназначенные для обсуждения в семейном кругу.
Все программы «»Достижения молодых» в той или иной степени затрагивают тему финансовой грамотности, закладывая основы финансовой безопасности и благополучия и помогая молодежи избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. Ниже перечислены программы, специально созданные в целях формирования финансовой грамотности подрастающего поколения. Ключевыми особенностями программ финансовой грамотности «Достижения молодых» являются доступная и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация и непрерывность.
«Достижения молодых – больше чем деньги» дает представление о роли денег в жизни личности и общества, обучает навыкам обращения с деньгами в повседневной жизни и в предпринимательской деятельности. Программа предназначена для учащихся 7-13 лет.
«Личная экономика» знакомит с основными социально-экономическими концепциями, понятиями и явлениями, характеризующими роль личности, производителя и потребителя в рыночной экономике. Программа предназначена для учащихся 10 -14 лет.
«Экономика успеха» раскрывает вопросы профессионального самоопределения и персональной финансовой грамотности. Программа предназначена для учащихся 12 -15 лет.
«Управление личными финансами» - руководство по управлению личными финансами в целях достижения жизненных и профессиональных планов. Программа предназначена для учащихся 14-18 лет.
«Банки в действии» - компьютерная программа финансовой и банковской грамотности для старшеклассников и молодежи, получающей среднее и высшее профессиональное образование.
О программе «Достижения молодых – больше чем деньги»
Темы программы
Программа освещает следующие темы:
• роль денег в жизни личности и общества;
• потребление, сбережение, пожертвования;
• правила опытного потребителя;
• деньги и бизнес.
Цели программы
В результате участия в программе школьники смогут:
• овладеть основами финансовой грамотности и применить полученные навыки в повседневной жизни;
• усвоить основные принципы управления финансами и попрактиковаться в принятии обоснованных решений, имеющих важные последствия для будущего благосостояния.
Учебно-методическое обеспечение
Программа имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для консультантов и учителей, пособия с заданиями и упражнениями, которые могут выполняться на занятиях и в семейном кругу.
Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект содержит:
· руководство для консультантов и учителей с детальными планами занятий и ссылками на дополнительные материалы;
· раздаточные материалы - пособия, предназначенные для работы учащихся по каждой теме программы;
· дидактические материалы:
- настольная игра «Сообщество»;
- настольная игра «Бизнес»;
- образец отчета о состоянии личного банковского счета;
- образец отчета о состоянии банковского счета организации;
- набор игровых карточек «Бизнес»;
- набор карточек-сценариев А-В.
· дипломы участников программы.
Программа рассчитана 6 занятий продолжительностью около 60 минут. Содержание и структура занятий допускают временную корректировку: часть заданий может выполняться учащимися самостоятельно или вместе с членами семьи, каждая тема может изучаться в течение 2-х занятий по 30-45 минут и так далее.