28 февраля 2013 г. в Академии наук Российской Федерации состоялся второй Российский конкурс Sci-Tech

Мероприятие было организовано Исполнительной дирекцией МОО «Достижения молодых» при поддержке корпорации «Эксон Мобил».

В очном финале конкурсе Sci-Tech приняли участие 25 команд (125 учащихся), представляющих образовательные учреждения Москвы: ГБОУ СОШ № 1228, ГБОУ СОШ № 1039, ГБОУ СОШ № 1189 им. И.В. Курчатова, ГБОУ СОШ № 745, Колледжа предпринимательства № 15 Колледжа сервиса и туризма № 29, Московского Строительного Техникума, Колледжа многоуровневого профессионального образования РАНХиГС при Президенте РФ.

Конкурс Sci-Tech проходил в течение одного дня и был организован в формате учебно-деловой игры. Перед командами была поставлена актуальная задача, решение которой потребовало инновационных идей и креативного подхода, проявления изобретательности и предприимчивости, умения обосновать практическое применение проектов, направленных на более эффективное использование энергоресурсов.

Конкурсное задание было разработано экспертами «ЭксонМобил» и представлено сотрудником компании Светланой Заславской.

Задание конкурса: Мы в 2040 году. Ваша команда отвечает за строительство новой школы. Ваша задача - обеспечить максимальную энергоэффективность, минимальное количество отходов и обоснованность затрат на строительство и эксплуатацию здания.

Конкурс Sci-Tech помог командам не только выдвинуть интересные идеи, но и представить планы их практической реализации. Программа мероприятия была насыщенной, и каждый этап финала отличался от других.

Особенно интересным и полезным для команд был период работы с экспертами – волонтерами «ЭксонМобил», которые помогли ребятам сконцентрироваться на определенных аспектах и взглянуть по-новому на проблему энергоэффективности, а также увидеть альтернативный или более реалистичный вариант реализации проекта.

Благодарим за удачную и познавательную сессию экспертов сотрудников «ЭксонМобил»:

Ольгу Суворову, Маргариту Платонову с супругом Евгением Владимировым, Михаила Ширяева.

Финал завершился презентациями, которые команды провели энергично и весело, «с огоньком». Все уложились в положенные 3 минуты (одна из задач программы – научить учащихся управлять своим временем и работать по графику) и смогли проявить себя.

В состав жюри, оценившего представленные проекты, вошли добровольцы компании «ЭксонМобил»

Члены жюри:

Елена Пыталева, Юлия Белякова, Александра Ясколко, Светлана Заславская

Результаты конкурса Sci - Tech 2012-1013

Победитель конкурса - команда « Water - Plants » ГБОУ СОШ им. И.В. Курчатова

Победители в номинациях:

  • За инновационность идеи – команда «Эколайт» ГБОУ СОШ № 1039
  • За содержание проекта и убедительность презентации - команда «Непобедимая пятерка» ГОУ СОШ № 1039
  • За самую модную идею Ho-Tech – команда «Альфа» ГОУ СОШ № 745
  • Номинация «Мирный атом» – команда «Атом» ГБОУ СПО колледж предпринимательства № 15

Все победители награждаются дипломами конкурса Sci- Tech . Награда команды, занявшей первое место – участие в международном финале конкурса Sci - Tech 17-19 апреля в Милане.

Фотоальбом:

Национальный конкурс Sci-Tech в России, 28 февраля 2013 г. >>


Отзывы учителей

«Конкурс Sci-tech, проводимый организацией Junior Achievement и компанией ExxonMobil, - это отличная возможность для учащихся не только получить новые знания в такой актуальной сфере, как энергосбережение, но и применить их, выполняя практическое задание. Прикладной характер задания реализует личностно-ориентированный подход в образовании старшеклассников, дает возможность применить их собственные подходы к данной проблеме. Данный конкурс также совершенствует навыки работы в команде, кроме того, учащиеся применяют свои знания и умения в области информационных технологий. Мотивирующим аспектом для подростков является также то, что с ними работает реально существующая успешная компания с мировым именем, а не только преподаватели».

Ольга Алфеевна Леонидова

«Содержание программы Sci-Tech представлено в увлекательной и наглядной форме. Участники программы использовали интерактивные ресурсы Sci-Tech для знакомства с проблемами и задачами современной энергетики, проверили уровень своих знаний с помощью интерактивного теста, после успешного прохождения которого получили электронный именной сертификат. В рамках программы Sci-Tech ребята общались с волонтерами - экспертами компании ExxonMobil, чтобы получить информацию об основных тенденциях и изменениях, происходящих в научно-технической области и связанных с ней профессиях. Считаю, что эта программа будет ступенью в реализации практико-ориентированного подхода к формированию научно-технических знаний у школьников»

Надежда Александровна Филиппова

Отзывы учащихся

«Программа Sci-Tech - это уникальная возможность попробовать себя в чем-то новом и интересном для учеников школ и колледжей из девяти стран мира. Участие в этой программе принесло мне много пользы и навыков - командная работа, разработка идей будущего, рабочий процесс нон-стоп, общение с волонтерами компании ExxonMobil и, в конечном счете, шанс на поездку в прекраснейший европейский город - Милан. Я рада, что мне выпала такая честь, ведь немногим посчастливилось выступать на сцене РАН и представлять свою " школу будущего».

Дарья Сергиенко

«В основе конкурса лежит очень интересная задумка. Само соревнование хорошо тем, что требует не только глубоких знаний в различных областях, но и умения работать в коллективе, доносить свои идеи до окружающих.
Лично мне конкурс запомнился не только работой в команде и победой на Национальном этапе, но и поездкой в Российскую Академию Наук, где мы провели целый день».

Наталия Булычева

«Программа Sci-Tech показалась мне очень познавательной. Я получил много знаний в сфере естественных наук и в целом расширил свой кругозор. Также мне понравилась онлайн форма проведения – это было очень удобно. Информация, представленная компанией ExxonMobil, показалась мне очень необычной и интересной. Практическое задание помогло развить навыки командной работы, применить общие знания для достижения цели. В целом, программа Sci-Tech является прекрасной возможностью для учеников расширить свои знания».

Сергей Ярошенко

«Программа Sci-tech повысила мой интерес к изучению естественнонаучных дисциплин. Конкурс проектов показался мне наиболее оригинальной и увлекательной частью. Работа в команде позволила сплотить коллектив, найти лучшее решение поставленной задачи в области энергоэффективности, проявить себя, добиться определенных успехов».

Юлия Прозорова

«Программа Sci-Tech помогла мне узнать гораздо больше о мировой энергетике и экономике. Также, благодаря участию, стал шире смотреть на окружающий нас мир и замечать новые интересные вещи, связанные с энергетикой и альтернативными способами получения энергии. Спасибо!»

Артем Привалов


Вдохновляем на творчество. Готовим к открытиям.

Национальный конкурс Sci-Tech в России - 28 февраля 2013 г.

Одно задание – много решений

Задание конкурса: Мы в 2040 году. Ваша команда отвечает за строительство новой школы. Ваша задача - обеспечить максимальную энергоэффективность, минимальное количество отходов и обоснованность затрат на строительство и эксплуатацию здания.

 

Комплекс из трех (для начальной, средней и старшей школы) полусферических зданий из металла, оборудованных полимерными ультрафиолетовыми панелями, установками для выработки электричества, климат-контроля, циркуляции воздуха, регулирования освещения, по виду напоминающий атом

 

В школе, построенной на возвышенности у реки с быстрым течением и малой ГЭС выше самого трехэтажного здания из пеноблоков с термальным поясом, учится 1500 школьников, посещающих занятия в костюмах, которые вырабатывают энергию.

 

В подвале школы устанавливается мощный магнитный двигатель, на крыше – аппарат, собирающий энергию вращения земли – антенну, подключенную к энергонакопителю. Здание оборудовано энергособирающими плитами, при нажатии на которые вырабатывается энергия, расходуемая на освещение и отопление.

 

Энергоснабжение 7-этажной школы осуществляется за счет ветряных мельниц на прилегающей территории, солнечных батарей на крыше. Некоторые внутренние стены будут из стекла с аквариумами, обитателями которых станут электрические скаты. В стенах без аквариумов будет теплосохраняющий материал STEICO, хорошо сохраняющий тепло зимой и оставляющий помещения прохладными летом. Так как шерсть при трении вырабатывает статическое электричество, ученики, находясь в школе, будут носить обувь на шерстяной подошве, чтобы пол аккумулировал электричество. Добираться до школы можно будет на эко-автобусах.

 

Здание школы на 700 человек площадью 2700 кв. м. строится с применением железобетонных конструкций и высокопрочных ударопрочных стеклопакетов. Основной источник энергии – близлежащая ГЭС, используются дополнительные источники: ветряные мельницы и солнечные батареи, тренажеры в спортзале, пищевые отходы,для переработки энергии. Способы энергосбережения: теплонакопители вместо теплоносителей, датчики движения и фотоэлементы, энергосберегающие лампы, аккумуляторные автобусы, электромобили, велосипеды и самокаты (в теплое время года) для перевозок, пришкольные теплицы для выращивания продуктов питания и переработки отходов.

 

Здание школы будет иметь П-образную форму, что позволит увеличить площадь крыши без увеличения площади здания. На крыше размещены солнечные батареи, запасающие энергию в солнечные дни. Летом школа не работает, однако запасает больше всего энергии; запасенную энергию возможно будет хранить в тороиде, сделанном из высокотемпературного сверхпроводника. С учетом развития технологий, мы рассчитываем, что будут созданы такие сверхпроводники, которые будут приобретать и сохранять свойство сверхпроводимости при достаточно высоких (200…300К) температурах. Сохранять низкую температуру можно будет, во-первых, за счет нахождения сверхпроводника под землей, во-вторых, за счет использования вакуумной термозащиты от перегрева. Главная задача – обеспечить замкнутый цикл – школа будет не только обеспечивать энергией сама себя, но и выделять энергию в общественную электросеть (продавать её). Кроме того, в сверхпроводящем кольце можно будет и хранить энергию, вырабатываемую электростанциями города в ночное время. Доход от хранения и продажи энергии позволит школе не тратить дополнительных средств на обслуживание солнечных батарей, сверхпроводника, зарплату обслуживающему персоналу.

 

Поверхность здания школы проектируется по свойству листа, в котором содержится слой, улавливающий солнечные лучи и проводящий процесс фотосинтеза. В отличие от солнечных батарей, расположенных на крыше, этот слой будет вплетен во всю поверхность, что позволит нагревать воду, генерировать электроэнергию, вырабатывать кислород и утилизировать углекислый газ из всех помещений. Стены здания школы будут тонкими, состоящие из изоляционных пленок, способных к самоочистке и к самовосстановлению, поэтому необходимость в капитальном ремонте отпадает. Стекла на окнах будут иметь свойства самоочистки и содержать специальное покрытие, которое не пропускает ультрафиолетовые лучи. Все здание будет выкрашено самовосстанавливающимися красками, содержащими цветные микрокапсулы.. Каркасом укрепления стен будут служить легкие углеродные трубки, которые намного практичнее, чем железобетонные каркасы. На крыше школы будет установлен солнечный коллектор, производящий непосредственно электричество и нагрев материала-теплоносителя. В подвале школы будет установлен двигатель Стирлинга - тепловая машина, в которой жидкое или газообразное рабочее тело движется в замкнутом объёме, разновидность двигателя внешнего сгорания. Может работать не только от сжигания топлива, но и от любого источника тепла.

 

Мы строим школу будущего, способную на самостоятельное обеспечение энергией за счет альтернативного источника энергии – водорослей, из которых энергия вырабатывается с помощью фотосинтеза. Далее получаем глюкозу, глюкоза в процессе брожения преобразуется в этан, который в дальнейшем используется в качестве топлива. Водоросли расположены на крыше здания в форме перевернутого усеченного конуса, сама крыша имеет форму вогнутого диска (продольно разрезанного эритроцита), что в совокупности увеличивает площадь расположения водорослей, под которыми располагаются дрожжи. Процесс синтеза глюкозы и фотосинтеза – реакции эндотермические, они забирают тепло. Летом и весной обеспечивается охлаждение. Этан накапливается, транспортируется в подвал и там сжигается в холодное время года – отопление, таким образом, замещается полностью. Освещение, работу компьютеров и прочее обеспечивается за счет плит в коридорах и спортзале, работающих по принципу «энергия шагов». Отходов нет, энергосбережение колоссальное – тратится только та энергия, которую производит «умная школа». На одном грамме воды, в которой хранятся водоросли, то есть на энергии, которую мы получаем в результате преобразования, энергосберегающая лампочка может работать 35 мин. Финансовые расходы минимальные – платим только за воду. Социальные эффекты значительны: дети растут здоровыми, новый этап развития – большой шаг на пути к социальному государству.