Ваши универсальные навыки

Наступило долгожданное лето! Для тех, кому не нужно сдавать экзамены, об учебе можно забыть. А стоит ли? Лето - отличное время для развития навыков, благодаря которым Вы будете гораздо успешнее во всем, чем бы ни занимались уже сейчас или в будущем.
 
Что это за навыки? Их обычно называют «универсальные», и как следует из названия, они применимы во всех сферах жизни. 

Универсальные навыки

Разумеется, решение конкретных задач на конкретных рабочих местах потребует особенных технических навыков, которым обучаются в ходе профессиональной подготовке и приобретения опыта работы. Тем не менее, любому профессионалу, стремящемуся к успешной карьере, пригодится и целый ряд универсальных или переносимых навыков, которые чрезвычайно высоко оценивают работодатели.

  • Через образцы для подражания, например, в процессе общения и взаимодействия с бизнес-консультантами, которые могут быть менторами, консультантами или членами жюри в программах, проектах и соревнованиях МОО «Достижения молодых».
  • Благодаря опыту (обучение на практике и самооценка), который можно приобрести, участвуя в программах МОО «Достижения молодых».
  • Через обратную связь от окружающих людей, чьему мнению вы доверяете.
  • Пробуя что-то новое (бросая себе вызов), например, реализуя проект вместе с командой одноклассников или участвуя в конкурсах.
  • За счет позитивного настроя (устойчивость к проблемам и препятствиям и умение
  • учится на неудачах).
  • Через командный дух (думая о точках зрения, убеждениях и чувствах других людей, а не только своих собственных).

Постановка целей

Постановка целей – это способность ставить четкие, осязаемые цели и разрабатывать надежный путь к их достижению.

Этот навык заключается в способности эффективно планировать - как для достижения организационных целей, так и для постановки целей личного развития. Постановка целей очень тесно связана с тем, как люди и коллективы понимают успех и достижения.

Цель или конечный результат – это то, что может быть достигнуто сочетанием

мотивации, усилий и эффективного планирования, то есть стратегии.

Некоторые цели, например, сдача экзаменов, могут быть достигнуты в ближайшее время, а другие, например, устройство на интересную работу или открытие бизнеса и успешная карьера, потребуют больше времени и усилий, но есть стратегии, которые делают и краткосрочные, и долгосрочные цели более достижимыми.

Чем конкретнее цель, тем больше вероятность, что она будет достигнута. Вот почему стратегия SMART может стать руководством к действиям. Чем четче мы определим цели, то есть результаты, которые будут достигнуты по окончании проекта, тем легче будет оставаться на верном пути.

Наши цели должны быть:

  • конкретными (Specific)
  • измеримыми (Measurable)
  • достижимыми (Achieveable)
  • реалистичными (Realistic)
  • ограниченными по времени (Time-bound)

Конкретно – я хочу пробежать 5 км без остановки менее чем за 30 минут.

Измеримо – я буду бегать по беговой дорожке на дистанцию 5 км.

Достижимо – я уже могу пробежать 3 км в умеренном темпе, так что 5км это не так уж и много.

Реалистично – я буду постепенно увеличивать дистанцию на 500 м в неделю.

Ограничено по времени – я достигну этого в течение одного месяца.

Стратегии помогут вам превратить стремления в достижимые цели. Но даже с самым лучшим планов вы можете столкнуться с множеством проблем или потерпеть неудачу. И тогда вам понадобится адаптироваться к ситуации, быть стойким и мыслить позитивно, чтобы преодолеть неудачи и трудности и двигаться вперед.

Адаптивность

Адаптивность определяется как способность быстро приспосабливаться к новым или изменившимся условиям, не испытывая стресса и негативных эмоций.

61% работодателей считают, что в условиях неопределенности под влиянием постоянных экономических, социальных и технологических изменений, которые меняют мир труда и навыков, адаптивность – один из самых ценных навыков сотрудников. Более того, по мнению экспертов, адаптивность не потеряет своей актуальности, по крайней мере, в ближайшие 10 лет.

Адаптивность проявляется:

  • в умении анализировать ситуации и рассматривать их с разных сторон,
  • гибкости, находчивости и изобретательности,
  • поиске разных решений одной и той же проблемы.

В отличие от математических задач, имеющих одно правильное решение, в жизни одна и та же проблема может иметь не одно, а несколько решений. Однако мы обычно предпочитаем искать один «правильный» ответ, и иногда невольно принимаем неверные решения или упускаем лучшие возможности.

Поэтому, хотя это и нелегко и иногда занимает довольно много времени, имеет смысл взглянуть на задачу или ситуацию свежим взглядом, рассмотреть насколько альтернативных вариантов, взвесить все «за» и «против», а потом уже принять решение. Такой подход, кстати, и в математике работает: ведь если вы получили неправильный ответ, придется найти другой способ решения задачи.

Опыт успешных профессионалов, чья работа предполагает высокий уровень адаптивности, позволил выделить несколько навыков развития адаптивности:

Планирование - думая о предстоящем событии, проекте или задаче, спросите себя: что может неожиданно измениться и повлиять на ситуацию. Это поможет подготовиться и продумать несколько запасных вариантов. 

Мониторинг - постоянно оценивайте, насколько успешно вы продвигаетесь в решении стоящих перед вами задач в процессе их выполнения. Гораздо проще скорректировать планы и действия на ходу, чем прийти к неудачному финалу и начинать все с чистого листа.

Поиск множества решений одной и той же задачи – открытость  разным сценариям и разным решениям позволяет выработать способность взглянуть на ситуацию с разных точек зрения и развить навык гибкого реагирования на неожиданное изменение ситуации или условий.

Василий с детства обожает хоккей и много лет занимался в хоккейной школе. Он талантливый и упорный игрок и часто вносит вклад в победы своей команды на соревнованиях.

Накануне выпуска из школы тренер команды предложил Василию подумать о переходе в хоккейный клуб, где он смог бы продолжить играть в составе другой команды на более высоком уровне.

Василий обрадовался и с гордостью рассказал родителям об этом предложении. Родители Василия поддержали, и тренер предложил для начала присоединиться к пробной тренировке в клубе.

Чем ближе был день пробной тренировки, тем больше радость Василия сменялся тревогой. Он так привык к своей команде, своей школе, своему тренеру. Что если в новом коллективе все пойдет не так?  Василий уже и не рад тому, что его выбрали для перехода в клуб. Как же ему поступить?

Сценарий 1: Василий нервничает и сожалеет, что ему предложили переход в хоккейный клуб, потому что чувствует себя вне зоны комфорта. На пробной тренировке он играет хуже обычного и не проявляет свои сильные стороны. Он не знакомится и не разговаривает ни с кем из новой команды и сразу после тренировки уходит с ощущением, что ему не слишком хочется возвращаться и играть в клубе.

Сценарий 2: Василий нервничает, но одновременно чувствует приятное волнение, предвкушая возможность проявить себя в новом коллективе. Придя на тренировку, он представляется новой команде и видит среди игроков несколько знакомых – они так же, как Василий, занимались в хоккейной школе. Старые знакомые рассказывают Василию о том, как им играется в клубе, знакомят его с другими игроками. В результате на пробной тренировке Василий играет в полную силу и уходит с ощущением, что будет с нетерпением ждать возвращения в клуб.

Данный пример демонстрирует различия между положительными и отрицательными последствиями нашего поведения и решений, которые мы принимаем.  Адаптация к новой ситуации: переезду, переходу в новую школу, поступлению в вуз, устройству на работу или открытию своего бизнеса очень важна.

Стойкость

Стойкость – это навык управления эмоциями, помогающий сохранять мотивацию в достижении целей, сталкиваясь с неудачами и разочарованиями.

Каждый из нас время от времени имеет дело с такими ситуациями и переживаниями, например, когда оценка на экзамене, к которому вы усердно готовились, оказывается ниже, чем вы ожидали, или когда команда соперников побеждает на спортивном соревновании, или когда роль в школьном спектакле, о которой вы мечтали, получает кто-то другой.

Конечно, все эти и многие другие, похожие или даже более серьезные ситуации не могут не расстраивать нас, но они же могут сделать нас сильнее и опытнее, если мы научимся справляться со стрессом и сохранять спокойствие, думать о том, что и почему пошло не так, и стараться подбодрить себя и других (если неудача касается не только вас, но и вашей команды). Такую реакцию на неудачу можно назвать «позитивный настрой».

Позитивный настрой не просто помогает пережить неудачу. Гораздо важнее, что он помогает извлечь опыт, лучше узнать себя и двигаться навстречу новым возможностям и новым планам достижения целей с учетом трудностей и рисков. 

Вам приходилось думать о людях, которым сопутствуют удача и успех? Думаете, это простое везение? Да, конечно, везение не мешает успеху. Но, на самом деле, в большинстве случаев успех – результат знания себя и своих целей, больших усилий, упорства, адаптивности и стойкости, помогающих преодолевать неудачи и двигаться вперед. В стратегии 4-х А собран опыт людей, которые превращают неудачу в успех.

Стратегия 4 А

Стратегия 4-х А включает 4 способа преодоления неудач: изменить (Alter), адаптировать (Adapt), принять (Accept), избежать (Avoid).

Изменить Адаптировать Принять Избегать

Что пошло не так? Что вы можете изменить? Какие навыки вы можете использовать?

Извлеките уроки и измените «минусы» на «плюсы».

Насколько реалистичны ваши ожидания?  Были ли вы готовы, к чему стремились? Хватит ли вам времени, мотивации, навыков для достижения цели?  
Анализируйте ситуацию и адаптируйте свой подход.

Примите факт, что неудачи – часть жизни, и вы не всегда можете с ними справиться.

Иногда достаточно попросить совета или найти того, кто поддержит вас, и вы вместе найдете решение.

Иногда неудачи невозможно избежать или подготовиться к ней.
Примите неудачу и начните двигаться вперед.

Подумайте о том, что может привести вас к неудаче. Может быть, вы часто откладываете все  на последний момент? Или слишком полагаетесь на удачу? Или гордость мешает вам попросить о помощи, когда вы в ней нуждаетесь? 

Старайтесь избегать таких подводных камней – это верный путь к неудаче.

 

Проактивность

Когда вы ставите цели или думаете о своих следующих шагах, очень важно быть проактивным.

Проактивность означает несколько вещей:

  •   умение не идти на поводу обстоятельств,
  •   проявлять инициативу и брать на себя ответственность за последствия, предвидеть и предотвращать проблемы до того, как они появятся.

Проактивность не означает, что ваши планы непременно сработают, но может помочь свести к минимуму потенциальные потери.

В конце учебного года у вас экзамены, и вы хотите убедиться, что готовы сдать их так, как вам хотелось бы, и достичь желаемых результатов, когда придет время. Как вам это сделать?

Шаг 1 Уточните список всех ваших экзаменов и даты, когда вы будете их сдавать.

Шаг 2 Сделайте расписание экзаменов и держите его на виду.

Шаг 3 Подумайте, на подготовку к каким предметам вам нужно будет потратить больше времени, чтобы чувствовать себя более уверенно при сдаче экзамена.

Шаг 4 Попросите учителей по предметам, которые потребуют от вас больше внимания и усилий, дать вам советы по подготовке к экзаменам. Вы также можете получить ценные советы от ваших друзей и одноклассников, которые, по вашему мнению, хорошо разбираются в этих советах. 

Шаг 5. Создайте график ваших занятий по подготовке к экзаменам. Отведите больше времени на предметы, которые потребуют больше вашего времени и усилий. 

Шаг 6 Отредактируйте график с учетом стратегии SMART и убедитесь в его реалистичности и достижимости. Отведите время на перерывы и придумайте, как вознаграждать себя за усердную работу и праздновать достижения.

Шаг 7 Следуйте своему плану, представляя, как вы блеснете на экзаменах и как будете гордиться результатами.

Решение проблем

Навык решения проблем  - это способность находить решения в сложных ситуациях
или вызовах, часто используя аналитическое мышление, чтобы придумать оригинальный подход.

Решение проблем – один из самых важных навыков, которые необходимо развивать, потому что его можно использовать в самых разных ситуациях. Подходить к решению проблем можно совершенно по-разному, в том числе, и потому что проблемы, которые мы решаем, очень разные: простые и сложные, повторяющиеся и уникальные.

Например, как вы смогли убедиться, проблема утилизации пластика и пластикового загрязнения – очень сложна и требует инновационных решений, объединения усилий и изменения поведения потребителей, производителей и распространителей пластика.  

Стратегии решения проблем

Существуют различные стратегии решения проблем. Мы рассмотрим стратегию, включающую аналитическое мышление и 6 этапов решения проблемы.

Аналитическое мышление, как следует из названия, связано с изучением и анализом информации, определением закономерностей, повторяющихся явлений, оценкой преимуществ и недостатков, выявлением главного и второстепенного, создания умозаключений и выводов, принятием решений и разделением процесса достижения цели на этапы.

  1. Выявить проблему

В чем проблема? Убедитесь в том, что вы понимаете, кого касается проблема и что должно быть исправлено. Доберитесь до сути. Постарайтесь собрать как можно больше информации и отделить главное от второстепенного.

  1. Разобраться в причинах

В чем источник проблемы? Почему она возникла? Ищите закономерности – возможно, то что повторяется, и является причиной проблемы. Уделите внимание размышлениям о причинах и следствиях, рассуждениям и гипотезам. Это не потеря времени - если вы докопаетесь до причины, сможете устранить проблему.

  1. Поиск и анализ альтернативных решений

Не останавливайтесь на первом решении, которое приходит в голову. Помните? Так можно упустить лучшие возможности. Рассмотрите проблему с разных точек зрения. Придумайте как можно больше вариантов. Проявите фантазию. Если бы существовало простое решение, проблема была бы давно решена.

  1. Оцените варианты решения и выберите лучший вариант.

Оцените разные варианты с точки зрения их преимуществ и недостатков и результата, которого хотите достигнуть. Продумайте, насколько реалистично, технически выполнимо, полезно и инновационно ваше решение. Выберите и опишите ваш лучший вариант.

  1. Составьте план и реализуйте ваше лучшее решение.

Тщательно продумайте и спланируйте реализацию вашего решения. Разбейте план на этапы и определите: кто, когда, где и как будет осуществлять план.

  1. Оцените ваше решение.

Достигнуты ли ваши цели? Получен ли ожидаемый результат? Насколько полно и эффективна решена проблема?  Оцените достигнутый успех и используйте извлеченные уроки в будущем.

Вы сможете применить навыки аналитического решения проблем на практике в 10 разделе курса. Сейчас же отметим, что для решения проблем требуется креативность и что вам вовсе не обязательно решать все проблемы в одиночку – гораздо эффективнее сложные проблемы решаются в команде, а для этого требуется ещё один важный навык – командная работа.

Креативность

Креативность понимается как использование воображения для генерации новых идей. Этот важный навык необходим во многих жизненных и профессиональных ситуациях и является важным компонентом решения проблем - создании инновационных идей, которые можно оттачивать в процессе принятия решений.  

Креативность – не особый талант избранных, каждый из нас имеет творческий потенциал и может проявлять его в полной мере. Подумайте, например, какие чудеса изобретательности проявляют люди, попавшие под дождь без зонта и плаща.  Нам просто надо знать больше о креативности и почаще ею пользоваться.

(Доступны субтитры на русском языке, значок в правом нижнем углу проигрывателя. Чтобы включить/выключить субтитры, нажмите на значок.)

Многочисленные исследования показывают, что креативность является одним из наиболее востребованных универсальных навыков, в которых нуждаются компании, работающие в самых разных отраслях.

Причина в том, что креативность делает нас изобретательными, находчивыми, проактивными, адаптируемыми и устойчивыми к изменениям и, как уже упоминалось, помогает находить нестандартные и оригинальные решения проблем.

Ценится креативность и за то, что в процессе генерирования идей создаются новые продукты, услуги, технологии и модели бизнеса, вносятся улучшения в существующее и разрабатываются инновации, объединяющие разные идеи и предметы.

  1. В 1968 году креативность и упорство объединили бумагу и клей и создали стикеры Post-it ®, честь изобретения которого принадлежит Спенсеру Сильверу, ученому из компании 3М.

Годами Сильвер пытался найти полезное применение своему изобретению, пока не пришел к заключению, что, по существу, изобрел новый способ коммуникации.

Потребители помещали стикеры с заметками на документы, которые отправляли другим людям. Получатели смотрели на стикеры, отклеивали их, пробовали сами приклеить, а затем шли покупать блок стикеров уже для собственных нужд. Так что новый продукт рекламировал сам себя.

Сейчас стикеры Post-it® можно купить в 150 странах мира. В общей сложности, существует более, чем 4 тысячи различных продуктов под брендом Post-it®.

  1. Найдите креативную связь – выберите из списка два предемета, вдохновившие инновацию, результат которой мы до сих пор видим в ванных комнатах.
  Будильник        Аэрозольный дезодорант        Лампа       Шариковая ручка       Парашют

 

Командная работа

Командную работу можно определить как совместную работу с другими людьми для достижения общей цели.

Чтобы полностью использовать преимущества командной работы, необходимо создать условия для полной реализации способностей и талантов всех участников, что возможно, если члены команды способны к совместной работе, к сотрудничеству.

Создание условий для сотрудничества предполагает:

  • цель, важную и значимую, как для участников проекта, так и для третьих сторон, имеющих отношение к проекту;
  • ориентацию на результаты;
  • ограниченные сроки;
  • концентрацию на достижение цели в максимально короткие сроки.

Способность эффективно и успешно работать в команде основана на ряде базовых

факторов, в том числе:

  • Способность сотрудничать, ориентируясь на общие цели и результаты;
  • Способность принять определенную роль и связанные с ней обязанности, выполняемые самостоятельно или в процессе совместной работы;
  • Способность принять определенные правила и процедуры, способствующие эффективной работе и достижению ожидаемых результатов.

Потенциал команды безграничен. Даже самая «невыполнимая миссия» может быть осуществлена, когда группа людей, объединенная общей целью, объединяет и укрепляет способности и возможности каждого члена команды в процессе поиска путей, способов и инструментов реализации задачи.

Коллективная способность к инновациям и творческим решениям многократно превышает индивидуальные возможности, потому что совместная деятельность даже небольшой по численности команды превосходит потенциал одного человека.

Коммуникация

Коммуникация или общение заключаются в получении и восприятии информации, убеждении и влиянии на других, а также использовании навыков критического мышления для оценки разных точек зрения.

Вот некоторые из основных причин, по которым люди общаются:

  • Чтобы поделиться информацией
  • Чтобы поделиться мнением
  • Чтобы выразить свои чувства
  • Чтобы попросить о чем-то
  • Чтобы узнать что-то
  • Чтобы установить контакт и построить отношения
  • Чтобы дать инструкции
  • Чтобы проявить поддержку и поощрение

Иногда общение может сочетать в себе две или более из этих целей, например:

  • дать инструкцию и побудить выполнить ее
  • поделиться информацией, а затем своим мнением.

Коммуникация – двусторонний процесс

Общение или коммуникация – это двусторонний процесс: от того, как кто-то говорит или представляет информацию, зависит то, как слушатель понимает и воспринимает информацию.

Коммуникация – это не просто слова, а то:

  • как вы их говорите, включая интонацию: тон (низкий, средний, высокий), темп (быстрый, средний, высокий) и уровень громкости вашего голоса (низкий, средний, высокий);
  • почему вы это говорите - намерение, стоящее за сообщением;
  • когда вы это говорите- во время ссоры, деловой встречи или дружеской беседы;
  • чего вы не говорите — иногда то, что вы не говорите, дает более четкое представление о том, что происходит, чем сказанное;
  • ваш язык тела, включая жесты, позы и выражение лица.

У нас два уха и только один рот. Похоже, сама природа намекает: слушать стоит в два раза больше чем говорить.  Однако очень многим людям говорить нравится гораздо больше, чем слушать. И это не случайно, ведь уметь слушать – совсем не простое занятие. Это требует внимания, любопытства, дисциплины и терпения.  Мы не можем услышать, если не стараемся, если что-то отвлекает нас или если мы думаем о чем-то другом.

Приведем всего несколько примеров:

  • Мы можем узнать что-то важное для нас.
  • Мы можем понять что-то, чего не понимали раньше.
  • Мы можем научиться чему-то новому.

Мы можем увидеть новые аспекты того, что нам уже известно.

Навыки эффективного общения

Навыки эффективного общения не приходят в одночасье – их надо развивать и практиковать. Вот несколько примеров навыков опытного коммуникатора.

Активное слушание означает внимание и интерес к тому, с кем вы общаетесь, и к тому, что они говорят, чтобы услышать и понять, о чем именно идет речь, задавая вопросы, перефразируя или связывая услышанное с тем, что вам уже известно.

Вы можете не только упустить важную информацию, но и расстроить или обидеть собеседника, если во время разговора вы:

  • отвлекаетесь, например, на мобильный телефон или другое электронное устройство,
  • отводите взгляд и смотрите по сторонам,
  • перебиваете собеседника, не давая ему высказать свою мысль,
  • не проверяете, правильно ли вы его поняли, например, задавая уточняющие вопросы, повторяя или перефразируя услышанное, или ссылаясь на то, что уже известно (имеющийся опыт).

Распределите следующие фразы по категориям «ссылки» и «перефразирование»

1. Совсем как в прошлый раз!

2. Так вы говорите, сначала направо, а потом налево?

3. Это похоже на задание, которое мы уже выполнили?

4. Вы имели в виду, что надо все еще раз проверить?


Мы передаем и принимаем сообщения, используя не только слова, но и язык тела, то есть невербальную коммуникацию, которая включает позитивные и негативные коммуникативные сигналы, включающие, например:

  • интонацию и паузы,
  • зрительный контакт,
  • выражение лица,
  • позу (положение тела, рук и ног, наклон головы),
  • жесты.

Иногда молчание и выражение лица или поза и жесты могут сказать больше чем слова. Следите ли вы за тем, какие невербальные сигналы посылаете?

Какой процент коммуникации приходится на язык тела и выражение лица?

  50%         7%

Вопросы, которые вы задаете собеседникам, говоря с ними или слушая их, показывают, что вы заинтересованы в общении. Есть много вопросов, которые вы можете задать, в том числе:

  • открытые вопросы, начинающиеся с вопросительных слов (кто, что, как, когда, где, зачем, почему) и требующие развернутого ответа;
  • закрытые вопросы, допускающие краткий ответ «да» или «нет»;
  • альтернативные вопросы (или, или); 
  • уточняющие вопросы для проверки, правильно ли вы или вас поняли (“вы хотите сказать”… “если я правильно понял(а)”…);
  • вопросы, начинающиеся с “не”, обычно содержащие просьбу (“не могли бы вы”) или, иногда подсознательно, подразумевающие отрицательный ответ

Данный навык включает эмпатию или сочувствие – способность быть чутким, тактичным, понимать и разделять чувства других людей и умение предоставлять конструктивную обратную связь, избегая предубеждений, обвинений и критики ради критики. 

Звучит просто, но все сложнее, когда дело доходит до практики. Иногда, фразы, вроде “Ну что тут непонятного?”, достаточно, чтобы нарушить доверие и желание собеседника продолжать разговор, потому что они воспринимаются как критика.

Конечно, это не отменяет критику как таковую, но критические замечания воспринимаются гораздо лучше, если:

  • вас просят высказать мнение или дать оценку (кому нравятся непрошеные советы и замечания?);
  • когда вы обращаете внимание не только на ошибки, но и усилия и сильные стороны;
  • когда вы принимаете, что, возможно, не до конца понимаете ситуацию, и готовы ее обсудить.

Коммуникация также предполагает установление контактов и прочных связей, общительность, умение договариваться, убеждать, идти на компромисс, способность справляться со сложными ситуациями, которые могут блокировать достижение успеха.

Лидерство

Лидерство заключается в признании своих сильных сторон для наилучшей поддержки, поощрения и мотивации других людей для достижения общей цели.

Выполните небольшой тест, который поможет вам лучше понять суть лидерства >>   Выберите все ответы, которые считаете правильными.

Поддержка, поощрение и развитие для достижения общей цели – все это характерно для лидеров. Этот навык актуален не только для лиц, официально занимающих руководящие должности, но и для всех, кто живет, учится или работает в коллективе, то есть для всех нас.

Большое значение имеет эмпатия – понимание собственных чувств, способность делиться ими и распознавать чувства других людей. Эмпатия помогает осознавать свои сильные и слабые стороны, а также сильные и слабые стороны других людей. Это помогает эффективно распределять задачи и обязанности, управлять групповыми обсуждениями и разрешать разногласия.

В конечном счете, лидеры должны быть в состоянии опираться на сильные стороны и смягчать слабые, а также адаптировать свой стиль руководства к ситуации.

Знание своего стиля может помочь вам стать лучшим лидером в учебе, повседневной жизни и будущей профессии, так как оно объясняет, как вы принимаете решения и как вы можете адаптировать свой стиль, чтобы лучше сотрудничать с другими людьми и командами в зависимости от ситуации. Независимо от вашего стиля, помните, что любые коллективы работают лучше всего, когда они чувствуют участие, поддержку и уважение со стороны лидера.


Задания

Выполнить задания по теме >>